16:07 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Очень хороший разбор гипертекста в «Vita Nostra» Дяченко.
Одна из самых важных книг для меня.

30.01.2018 в 20:43
Пишет Леголаська:

О цитатах в "Вите Ностре".
Дяченко, "Вита Ностра", первое вылупление внятных слов из текстового модуля:

Она читала белиберду, она учила наизусть абракадабру. Безуспешно: это была работа Сизифа, отчаянные усилия Данаид. Холодные сентябрьские дни сменились бабьим летом, Лиза Павленко так и не нашла себе квартиру. Курила она не меньше, но Сашка успела притерпеться к вечному запаху дыма. По философии задали написать реферат; Сашка выбрала Платона и пошла в библиотеку, зачем-то прихватив с собой «Текстовой модуль». В маленьком, тесном, заставленном шкафами зале запрещено было громко разговаривать, Сашку это устраивало: нигде она не чувствовала свою немоту так остро, как в галдящей толпе.
Она прошлась вдоль стеллажей. Потом села у окна и открыла «Модуль» — сама не зная почему, автоматически.
До конца книги осталось всего несколько десятков страниц. Сашка привычно взялась продираться сквозь бессмыслицу буквенных сочленений. Она читала и читала, пока из скрежета в ее мозгу не прорвались вдруг слова:
«…о чем поет птица; понял язык журчащей в чаше фонтана воды…»
Сашка вскинула голову.
В читальном зале, кроме нее, никого не было. День за окном клонился к вечеру. Из приоткрытой форточки пахло дымом далекого костра.
Она попробовала перечитать абзац, но ничего не получилось. Она вернулась к началу параграфа; начисто забыв о Платоне с его эйдосами, о реферате на завтра и о том, что читальный зал скоро закроют, она читала «Текстовой модуль, 1». Нарастала головная боль: будто сотня алюминиевых половников лупила по чугунным сковородкам за тонкой стеной, а Сашка читала и не могла остановиться, как бочка, покатившаяся с горы.
«…понял, о чем говорят облака на небе… Ему показалось, что и сам он — слово, произнесенное солнечным светом…».
Библиотекарша, явившаяся запирать зал, застала Сашку в прострации над раскрытым учебником.


Я с первого прочтения чувствовала, что что-то знакомое.
И сегодня наконец сообразила.
Ну, конечно: это же "Волшебник Земноморья" Ле Гуин. Появление Геда в Школе на острове Рок.
Просто я читала в другом переводе.

Тот, что взяли Дяченко:

Он стоял, не двигаясь, и сердце его отчаянно колотилось — ему казалось, что он ощущает присутствие каких-то могучих сил, выполняющих здесь свою неведомую ему работу. Он понял, что все здесь построено не только из камня, но и из волшебства, куда более крепкого, чем камень. Он стоял в самом сердце Дома Мудрости, открытом небу.
Внезапно он увидел перед собой закутанного в белый хитон человека, наблюдавшего за ним сквозь падающие струи фонтана.
В тот момент, когда глаза их встретились, какая-то птица звонко запела на ветке. И Гед понял, о чем поет птица; понял язык журчащей в чаше фонтана воды. Он понял, о чем говорят облака на небе, о чем шелестят качаемые ветерком деревья. Ему показалось, что и сам он — слово, произнесенное солнечным светом.
Но этот миг прошел, и он, вместе с окружающим его миром, стал таким же, как и прежде. Впрочем, не совсем таким... Он ступил вперед и, опустившись на колени перед Великим Магом, подал ему написанное Огионом письмо.


Перевод, который у меня:

Он стоял неподвижно, и сердце его неспокойно билось: он как бы ощущал чье-то невидимое присутствие, воздействие неких неведомых сил и все глубже осознавал, что дворец этот построен не только из могучих каменных глыб, но и скреплен волшебством, куда более прочным, чем камень. Гед находился сейчас в самом сердце этого Дома Мудрецов, хотя прямо над ним было открытое небо. Вдруг он почувствовал, что рядом с ним стоит какой-то человек: незнакомец, одетый в белое, наблюдал за ним сквозь падающие струи фонтана.
Когда глаза их встретились, в ветвях дерева громко пропела какая-то птица. И в эти мгновенья Гед понимал и язык этой птицы, и слова, которые шептала вода в фонтане, и значение меняющихся форм облаков в небесах; он знал, откуда прилетел и где уляжется ветерок, колышущий листву; ему даже показалось, что и сам он — всего лишь слово, которое обронил солнечный свет.
Миг этот пролетел, и Гед, как и мир вокруг него, стал прежним или почти прежним. Он сделал несколько шагов, преклонил колена пред Верховным Магом и протянул ему письмо, написанное Огионом.


остальные источники цитат.

URL записи

@темы: не душу делим, чай - постель всего лишь

URL
Комментарии
2019-01-09 в 19:44 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
Эх, перечитать, что ли? Дяченки прекрасны до дрожи в пальцах.

2019-01-10 в 02:41 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, перечитываю Vita Nostra стабильно раз в год (уже четырежды), хотя в целом не так много у них читал. Кроме этого, кажется, книги четыре. Я не очень дружу с фэнтези, а у них в основном совсем уж другие миры. А вот Vita Nostra максимально вписывается в мою картину мира.

URL
2019-01-10 в 19:18 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
северная пчелка, а "Пещеру" читал? Там про театр.

2019-01-11 в 00:48 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, да! На удивление одна из наименее зашедших книг Дяченко.
Я, кстати, внезапно обнаружил, что читал у них восемь (!) романов и четыре повети. Внезапно.

URL
2019-01-11 в 08:01 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
Мне меньше всего зашло фэнтези вроде "Скитальцев" и "Медного короля". А городское фэнтези про ведьм и похожее - ааатлично ваще.

2019-01-11 в 13:41 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, я не осилил «Стократа», прямо с первых глав максимально не мое :с
Городское фэнтези хорошо, когда оно больше городское, чем фэнтези (то есть акцент на то, что фэнтези вмешивается в нашу жизнь подспудно, как в той же «Vita Nostra» или в «Одержимой»).
А что еще у них хорошего из городского?

URL
2019-01-11 в 22:16 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
северная пчелка, "Ведьмин век", "Казнь", "Долина совести". "Пандем" и "Армагед-дом" - это скорее социальная фантастика, но тоже очень ничего. Трилогия "Маг дороги" - вообще-то детская книга, но божи, как я над ней рыдал! "Алёна и Асперин" тоже очень.
Кстати, вот, "Одержимую" нужно перечитать, а то я уже полностью забыл её, а вроде было интересно.
А повести просто читать нужно все. Мне только "Зелёная карта" не зашла.

2019-01-12 в 00:18 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, из перечисленного читал только «Ведьмин век» — это было неплохо, но немного затянуто (а еще эффект обмануты ожиданий, потому что я взялся за книгу чисто из-за обещанных священник/ведьма после «Нотр-Дам де Пари», хехе). Остальное учту, спасибо.
«Одержимая» не входит в число моих фаворитов, но там были очень классные детали (которые я тоже не помню) и интересная исходная ситуация (за такие ситуации я в принципе люблю Дяченко).
Я недавно выяснил, что у них есть какая-то чуть ли не АУ по гоголевским текстам, но чересчур фэнтезийная. Напряженно размышляю, готов ли к такому.

URL
2019-01-12 в 08:12 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
Я недавно выяснил, что у них есть какая-то чуть ли не АУ по гоголевским текстам
Я эту штуку в своё время не смог читать, потому что писали её аж пять авторов (или даже больше), и там такой неровный язык повествования, что у меня зубы сводило.

2019-01-13 в 19:42 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, а, тогда я могу выдохнуть, спасибо за отзыв!

URL
2019-01-13 в 20:06 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
северная пчелка, эй, ну я-то не эксперт, к тому же, в те времена я был ещё молод и глуп. Возможно, сейчас бы я оценил.
Но это не точно.

2019-01-13 в 20:22 

северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Maestro Carnevale, да я все понимаю, но ценю твое мнение)

URL
2019-01-13 в 20:45 

Maestro Carnevale
Брайт по RazOOmу
северная пчелка, *распушился и заурчал*

     

Mea culpa

главная