северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
книгопост-2018

январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август

33. Покорность, Мишель Уэльбек
Надо сказать, очень люблю Уэльбека, но люблю только в умеренных дозах — еще с той поры, когда Мороз сказал: «Почитай Уэльбека, "Элементарные частицы", а больше у него ничего не читай».
И вот как «Элементарные частицы» были, конечно, абсолютно верными и уместными, так и «Покорность» трудно не воспринять. Я был уверен, что роман об альтернативной Европе, которая поддалась повсеместной исламизации, начнется собственно с того, что мусульмане уже у власти — но оказалось все гораздо изящнее. Первая половина книги — подготовка почвы, пояснение, почему вообще у мусульман появился шанс, а главное — как они им воспользовались. И это, надо сказать, совершенно жуткая история — не столько об исламизации или там о смене строя, а о том, насколько современный человек апатичен и смиренен. Та самая вынесенная в заголовок покорность — это и есть то, что характеризует нас всех.
Это опять книга о том, что буржуазное общество не надо разрушать, как призывает Паланик в «Бойцовском клубе» и иже с ним. Только на этот раз Уэльбек добавляет: свято место пусто не бывает; но вам-то какая разница, вам же все равно.
В этом плане напомнило «Сферу», которая, конечно, ужасно написана, но выводит похожий алгоритм постепенного самоизменения, самоподстраивания. Но если в «Сфере» это хотя бы вызвано внешними причинами, то в «Покорности» это скорее закономерность, просто потому что «почему бы и нет». Жутко, конечно, совершенно жутко.
И два слова напоследок: давненько я не читал настолько не кинематографичного литературного произведения. Оно зависит от слов, от пояснений, от рефлексии главного героя, которая иногда доходит почти до состояния потока создания. Вау. Мне не хватало такой сугубо литературной художки.

34. Рылеев, Оксана Киянская, Анастасия Готовцева
Книга про самого красивого декабриста, про самого нежного друга Фаддея Булгарина, про вдохновителя восстания на Сенатской площади и гражданского поэта номер один. Я очень долго ходил вокруг да около, потому что, с одной стороны, это не совсем моя тема, да и про декабристов я у г-жи Киянской прочитал отдельную ЖЗЛ, а с другой стороны, РЫЛЕЕВ ДРУГ БУЛГАРИНА, это реально важно для меня.
Отличная панорама первой четверти XIX века, кулстори про литераторов и военных, моя любимая историю про то, как Булгарин с Рылеевым поссорились, а потом помирились — ну не огнище ли? Правда, много, слишком много лирических отступлений; возможно, больше, чем в «Евгении Онегине», лол. Г-жа Киянская и ее соавторка прост: А ТЕПЕРЬ Я РАССКАЖУ ВАМ КОЕ-ЧТО СОВСЕМ НЕ ПРО РЫЛЕЕВА, НО ПРО ДЕКАБРИСТОВ, А ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ПРО РЫЛЕЕВА и десятки страниц о каких-то совсем левых людях. Штош.
Еще из минусов — г-жа Киянская усиленно отрицает вообще всякую литературность у Рылеева до самого «Войнаровского», что меня несколько печалит. Да, протекция министра Голицына — вещь хорошая и даже необходимая, да и политический заказ — дело важное, но не настолько же. Как будто на месте Рылеева мог быть кто угодно — но извините, не всякий литератор сможет выполнить заказ так, чтобы все-таки войти в историю литературы. Это вообще моя тема, вроде как Эйзенштейн тоже выполнял заказ, а получилось же не для галочки, получился шедевр. Так что тут я позицию авторок не разделяю.
Ну а так — замечательное чтение, приятно прикоснуться к моему любимому веку, к важным событиям и вехам.
Рецензия, потому что очень хотелось сказать об этой книге хорошее на лайвлибе, где ее в основном ругают.
запись создана: 02.01.2018 в 23:36

@темы: не душу делим, чай - постель всего лишь