северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"
Сегодня по канау Культура начался цикл передач «Звезды русского авангарда», и я всем его очень, очень советую.
Начался фильм с речи Григория Александрова, и как тут можно не проникнуться с первых же минут? Так люблю его, это же надо, даже забыл, как сильно люблю.

Испытываю слабость к этим небольшим, построенным на фильмах и хронике документалкам Культуры о режиссерах с тех пор, как увидел фильм про Пырьева (тот самый, в конце которого мы с матерью просто сидели и не могли перестать плакать).
Фильм про Экка получился отличный, потому что режиссер (он же автор сценария, он же продюсер, он же диктор) смог вложить максимум важного в те полчаса, что длился эфир. Конечно, за это время много не расскажешь, но почему-то у меня так сильно болело сердце несколько раз. Значит, драматургия соблюдена. Значит, фильм трогает.
Хотя, конечно, вообще этот период в истории кино меня поражает и вдохновляет. Спасибо Гиберту за то, что открыл его; спасибо Эйзену и Грише Александрову за то, что влюбили меня во все это.

Почему в советское время все так плохо было с министрами кинематографии, хочется спросить, почто они так бесоебили. Сначала Шумяцкий наделал дел (как простить ему «Бежин луг»?), а потом вот Большаков — умудрился снять Экка с режиссерской должности, не разбираясь, чем обрек его на 20 (!) лет вынужденной отставки, голода и попыток вернуться в профессию.
Вообще Экк потрясающе сильный: справлялся с запретами на работу, с вынужденными простоями, но главное — сражался за свои эксперименты. Первый звуковой советский фильм, первый цветной отечественный фильм, первый стереоскопический... Да много чего первого. Эта эпоха эксперимента, когда все было новое, совершенно покоряет меня своей страстностью и необъятностью. Когда появился первый аппарат для синхронной записи звука, народ на улицах не понимал, что это за коробка, и спрашивал, почем пирожки ;D

«Путевку в жизнь» сами итальянцы считали предтечей неореализма и до сих пор показывают в киношколах. В СССР активно праздновали каждый юбилей этого фильма, его возвращали в кинотеатры, переозвучивали, снова и снова запускали — и публика снова и снова шла смотреть.
Сам Экк в интервью говорил: да, общепризнано, что кино стареет вместе с режиссером, но если «Путевку в жизнь» смотрит уже четвертое поколение зрителей — значит, мы нашли правильный путь.
Это напомнило мне любимую присказку нашего декана про «Кубанских казаков», которых смотрят уже почти семьдесят лет с той же радостью, как тогда, в пятидесятом году. Значит, мол, подобрал Пырьев ключик к душам человеческим.

Так люблю историю отечественного кино.
Завтра выпуск про Дзигу Вертова.

@темы: Василий-су! Государь жалует тебя чашею!, РКТ: журавлик, приземлившийся на ладонь, гости всыпали боярам звездюлей