северная пчелка
"Смерть от удушья пиджаком – нелепая смерть"

хх

Первую половину «Покахонтас» я смотрел почти в ужасе, потому что кому вообще может в голову прийти идея снимать детский мультфильм на такую жестокую тему? Это даже более мрачный сюжет, чем «Нотр-Дам», потому что у Гюго частная трагедия, а в «Покахонтас» — трагедия целого народа.

Можно сказать, что Дисней решил взять фабульный скелет «Красавицы и чудовища» и переиграть его с Новым Светом, хотя заметил я это только в конце, когда началась песня антагониста, которая и по тексту, и по картинке практически точь-в-точь повторяет «Песню толпы» в BatB. То есть Гастон поет: «Tuons la Bête!» — и толпа с вилами подхватывает призыв, потому что «мы боимся того, чего не знаем»; а губернатор поет «Il faut tuer cette Bête !» — после чего все англичане хватаются за ружья. И тот же огонь, то же безумие толпы. Дисней вообще любит эту тему: в «Горбуне из Нотр-Дама» даже в песне Клопена прямым текстом пелось что-то вроде «кто тут монстр, а кто человек, сами видите», в «Красавице и чудовище» очевидный мотив «на вид чудовище, а внутри булочка с корицей — на вид булочка с корицей, а внутри чудовище», а в «Покахонтас» ясно видно, кто дикари, а кто люди (и это тоже проговаривается, но потом еще закрепляется в финальной песне «Des sauvages»).
Покахонтас в момент пика этого безумия сказала очень простые и очень правильные слова: « Regarde-les tous ! Voilà où conduit le chemin de la haine et de la violence ! Voici le chemin que je veux suivre Père ! A toi de choisir le tien !» Вот эта дорога ненависти и насилия, о которой она говорит, это как раз та дорога, по которой идем мы все сегодня, и это самое ужасное.

И, опять же, модель «антагонист — подпевала» очень похожа на Гастона и Лефу, тут помощник губернатора бегает за ним верным псом и повторяет: «Moi, je vous adore !» Правда, у Уиггинса роль сюжетно еще менее значимая, чем у Лефу.
Я уже не говорю о прочих плоттвистах (которые не очень-то и твисты).

А теперь о хорошем.
Вначале меня очень удивила графика. Она очень простая здесь, хотя во многих и более ранних диснеевских мультфильмах графика гораздо подробнее, живее. А потом я увидел, как аниматоры работают с цветом, и вообще обо всем забыл, потому что это очень, очень хорошо. Это очень по-эйзенштейновски, если позволите, потому что когда Эйзен говорил о цветовом кино, он говорил именно об этом. Каждый цвет тут несет смысловую нагрузку, и ключевые сцены решены не с помощью деталей, а с помощью цвета, и когда цветовые волны противоборствующих лагерей символично сталкиваются — это очень сильно. Гораздо сильнее, чем могло бы быть в традиционном решении.

А еще в «Покахонтас», что логично, огромное внимание уделено природе, она как еще один персонаж, как город в Дррр!!, как музыка в «Докторе Фаустусе».
И природа эта находит отражение (не рискну сказать «олицетворение») в Покахонтас, и это невероятно, завораживающе красиво.



Покахонтас вообще красива так, что захватывает дух. Она вся живая, гипнотизирующе притягивающая. Ее лицо, волосы, руки, ноги, тело — все гармонично и безусловно прекрасно. Я не могу сказать, что она относится к числу тех героинь Диснея, про которых говорят «сильные», потому что она далеко не Моана и не Мулан, но в ней есть, пожалуй, тот дух, за который ее нельзя не уважать.
Конечно, «Новый Свет» Терренса Малика гораздо правильнее раскрывает сюжет, который попытались упаковать в формат мультфильма. Конечно, Джон Смит тут скорее принц Адам, чем Колин Фаррел Джон Смит. Конечно.
Но и мультфильм очень хорош, силен и удивителен. Хорошо бы люди иногда вспоминали такие простые истины, как те, о которых тут говорится, и не становились дикарями.

@темы: Василий-су! Государь жалует тебя чашею!, ...и лучше погибнуть детьми, неправда ли?